О музее
МКОУ Прихолмская СОШ № 4 в сентябре 2017-го года открыта после капитального ремонта.
Одной из поставленных задач воспитательной работы стало «восстановление краеведческого музея в школе». Запланированы к сумме 4 зала.
Первое было решено оформить экспозицию №1 –картинную галерею «Дорогие мои земляки».
Инициатором написания портретов тружеников Енисейского совхоза, включающего три села: Прихолмье, Притубинск и Суходол, был директор совхоза Бугаев Владимир Егорович. Картины прибыли для нового дома культуры, который уже читатель строился. Для написания картины были приглашены 2 художника: из Красноярска Вадим Елин и из Шушенского Анатолий Чехлов. В основном это были портреты передовиков сельского хозяйства и большое количество пейзажей окрестностей складов.
Это знаменательное событие произошло весной-осенью 1991-го года.
Дом культуры не построили, картины передали на «временное» хранение в школу. К ним и относились, как к временному дару, развешены они были разрозненно по кабинетам и коридорам школ, на них, в лучшем случае, указана фамилия человека, изображенного на портрете. Картины, в таком их содержании, практически не несли воспитательного значения, часто воспринимались как «мебель».
После ремонта школы администрацией были поставлены цели:
- - оформить картины в галерею;
- - наметить ряд мероприятий, посвященных повышению интереса к воспитанию школьников.
Поставленные задачи практически полностью реализованы, но привлечение внимания будет способствовать распространению информации, исследовательской деятельности.
Зал №1 военно- боевой славы. Этот зал музея был восстановлен проще других, в старом здании школы была музейная комната такой направленности и сохранились стенды и часть экспонатов. На витринах расположены ценные вещи, переданные в музей родственниками, альбомы и фотографии документов. На стенах стенды с портретами фронтовиков, списком погибших односельчан
Зал №2 "История села и школы"
В этом зале история Прихолмского сельсовета, уголок памяти воина-интернационалиста, витрина со школьной атрибутикой (пионерской и комсомольской) , школьные альбомы и альбом с исследовательскими работами по краеведению учеников школы. Макет русской печки, мебель и утварь начала-середины 20 века, мягкие экспонаты: салфетки, полотенца, ковёр, дорожки..
Зал №3 мягких игрушек "Весёлый зоопарк".В краеведческом музее МКОУ Прихолмская СОШ № 4 есть необычный зал - зал мягких игрушек, сделанных за 35 лет педагогами и школьниками.
Инициатором создания музея игрушек стала педагог школы Кринталь Л.Э. В школе в 90-е годы был сделан маленький уголок с собственноручно изготовленными игрушками. Там мягкие игрушки, выставленные за стеклом, можно было только посмотреть, войти могли одновременно два-три человека, поэтому это был «музей за стеклом». В реконструкции школьного музея, помещение позволяет подходить к игрушкам, брать их в руки.
Проведены тематические экскурсии «Животные родного леса», «Красная книга Сибири», «Животные - герои литературных произведений», «Мы – сочинители сказочных приключений» и другие..
Дети младшего школьного возраста легко ассоциируют игрушку – образ животного с животными на фотографиях, видео. Держа в руках мягкую игрушку, они легко запоминают информацию, раскрепощаются для выступления по теме.
Наш музей это:
- Зал военно-боевой славы.
- Зал «История села» и школы».
- Зал мягких игрушек «Весёлый зоопарк».
- Картинная галерея.(в коридоре второго этажа).
Цели
- Сохранение исторических сведений о посёлке и его людях.
Задачи
- 1. Патриотическое воспитание школьников.
- 2. Развитие навыков исследовательской деятельности учащихся.
- 3.Формирование у школьников интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Краткая характеристика основного фонда
Фонды краеведческого музея представляют собой собрание различных предметов, соответствующих профилю и тематике музея и поделены на две группы:
основной – подлинные предметы материальной и духовной культуры;
вспомогательный – предметы-копии точно воспроизводящие подлинники и научно-вспомогательные материалы.
В общей классификации музейных предметов основной фонд подразделяется на четыре группы. Особую значимость занимает первая группа - это вещевые предметы. К ним относятся: орудия труда, домашняя утварь, остатки оружия и боеприпасов времен Гражданской и Великой Отечественной войн, военное снаряжения
- К группе вещевых памятников относится:-школьное знамя 1950-х годов с изображением В.И.Ленина, пионерское знамя пионерским девизом «К борьбе за дело Ленина - будьте готовы!», отрядные флажки и вымпелы, пионерские галстуки, горн и барабан, монеты, денежные бумажные знаки, разнообразные значки, собранные юными нумизматами школы.
- Вторую группу материалов основного фонда составляют письменные источники: к основному фонду отнесены письма, военные билеты, орденские книжки, «похоронки», грамоты, благодарственные письма 1941-1945г.г.от командования воинских частей ветеранов Великой Отечественной войны и документы по воину-интернационалисту: письма, грамоты и пр.. Альбомы по разным направлениям.
- Третью группу памятников основного фонда составляют изобразительные источники: фотографии участников войны 1941-1945 гг. и тружеников тыла, карты боевых операций в годы Великой Отечественной войны, карта-схема боевого пути Кантемировской Краснознамённой дивизии, в которой служил один из ветеранов и пр.
- Четвёртую группу представляют: пластинки с записью песен Гражданской и Великой Отечественной войн, песни Кубанского казачьего войска, видеофрагменты о ВОВ, презентации, виртуальная экскурсия в музей
Все эти материалы основного фонда – вещевые, письменные, изобразительные, фото- и кинодокументы – являются базовым материалом для раскрытия каждой экспозиции музея, служат необходимым первоисточником для раскрытия профиля музея – краеведческого.
Разнообразен по своему составу и вспомогательный фонд музея.
Важное место в экспозициях отводится копиям фотографий и картин, запечатлевших историю родного края, родного села. Заметное распространение в практике музея получило создание макетов и альбомов – результат большой учебно-познавательной, творческой деятельности учащихся.
К вспомогательному фонду относятся пояснительные материалы: карты, планы, диаграммы, схемы, таблицы, презентации, составленные и оформленные самими учащимися в процессе учебных и внеклассных занятий. Оформлены альбомы: «В патриотизме — наше будущее», «Труженики тыла»; «Выпускники школы», "Педагоги школы. На основе последних двух в школьном холле оформлены стенды,
В музее накопилась огромная коллекция творческих работ учащихся: сочинения, рефераты, эссе, доклады, выступления на научно-практических конференциях, ответы на вопросы викторин российских, краевых, районных, школьных конкурсов. Лучшие работы учащихся собраны в Рукописной книге.
К вспомогательному фонду относятся и материалы, связанные с созданием музея и его развитием - это планы совета музея, устав, отчеты о проведенных походах и экспедициях, о выполнении поисковых заданий, тетради для записи воспоминаний и рассказов, доклады-исследования учащихся по материалам музея, тексты экскурсий, программы, фотографии, отражающие различные стороны деятельности музея, газеты с заметками и статьями о работе музея.
Таким образом, работая и пополняя фонды, преследуется две неразрывно связанные между собой цели: сохранение музейного фонда и привлечение учащихся к осмысленной, целенаправленной, познавательной деятельности. Только единство этих аспектов определяет смысл данной работы.
Значимые и ценные экспонаты
Из ценных экспонатов - медали, которые хранятся в сейфе у заместителя директора и подлинные предметы начала 20-го века, переданные в дар музею..